Навигация

Главная Методический кабинет

Семинар – практикум «Права ребёнка»

Дата проведения: 23.01.2013 года

Место проведения: МБДОУ ЦРР «Теремок»

Цель: Обобщить знания воспитателей о нормативно-правовых актах, определяющих права ребенка.

Задачи:

  1. знакомство педагогов -воспитателей с основными нормативно-правовыми документами по правам ребёнка, основными правами ребёнка. Отраженных в данных документах.
  2. Практические рекомендации по правовому воспитанию в ДОУ:

А) консультация педагога –психолога, консультация органов опеки и попечительства

Б) практические рекомендации по организации воспитатель-образовательному процессу по правовому воспитанию: работа с родителями, с детьми.

Предварительная работа.

1. Распределение на творческие группы.
Выбор темы:

"Международные нормативно-правовые акты о правах ребенка"

"Права ребенка в РФ: состояние и проблемы".

«Организация работы по правовому воспитанию в ДОУ»


«Уважение к человеку – вот пробный камень.

Если уважение к человеку будет заложено

В сердцах людей, они неизбежно придут

К созданию такой социальной, экономической,

Политической системы, которая сделает

Это уважение непреложным законом».

Антуан де Сент-Экзюпири

 

Теоретический материал:

1.Актуальность.

Вопросам правового воспитания в последнее время уделяется все больше внимания. Неблагополучное положение многих детей России в начале ХХI века вызывает большую тревогу. Увеличилось количество детей больных и оставшихся без попечительства родителей; малолетних алкоголиков и наркоманов. Нарушается одно из основных прав ребенка – право на полноценное детство. На протяжении длительного времени для общества в целом была и остается актуальной задача по искоренению преступности, по воспитанию человека, соблюдающего порядок, правила поведения в обществе. По данным г. Северобайкальск стоит одним из первых городов республики Бурятия по совершению правонарушений среди несовершеннолетних. Но не только в семье закладываются основы поведения человека. Большую роль в этом процессе играет система образования, как один из важнейших институтов социализации.

Право – совокупность общеобразовательных правил поведения, норм, узаконенных возможностей человека, санкционированных, регулируемых и охраняемых государством.

Под правовым воспитанием принято понимать целенаправленную систематическую деятельность по формированию и повышению правового сознания и правовой культуры.

Воспитание правовой культуры – обязательная составляющая политики государства, ратифицировавшего Конвенцию о правах ребенка. Однако по отношению к детям дошкольного возраста эта задача понимается порой непростительно примитивно: мол, дети посмотрят на картинки, почитают рифмовки – и с правами будет все в порядке. Из картинок и из инсценировок по мотивам Конвенции правовая культура ребенка не возникает. Первая необходимая составляющая, обеспечивающая ее, это правовая культура взрослых и их соответствующее поведение.

В детях должна воспитываться уверенность в себе, самоуважение и уважение к другим. Полнота самоощущения и толерантность – вот основа правового воспитания дошкольников.

(Самопроверка: вопросы для педагогов) Время 1 минута.

-Ответьте письменно на вопросы на листах:

1.Какие нормативно –правовые документы о правах ребенка Вы знаете?

2.Какие права детей Вы знаете?

3.Кто ответствен за охрану прав детей?

2.Нормативно-правовые документы по правам ребёнка

  • Всеобщей декларации прав человека (1949 год)
  • Декларация прав ребёнка, принятая Генеральной Ассамблеей ООН (1959).
  • Конвенция ООН о правах ребенка (1989).
  • Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (1990).
  • Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации»
  • Конституция Российской Федерации.
  • Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании».
  • Семейный кодекс Российской Федерации.
  • Уголовный кодекс Российской Федерации.
  • Типовое положение дошкольного образовательного учреждения.
  • Устав учреждения.
  • И другие правовые акты Российской Федерации, касающиеся вопросов правового воспитания.

Историческая справка.

Первым документом, регулирующим права детей, явилась Декларация о правах ребенка, принятая в 1923 году Международным союзом спасения детей. Данный документ действовал в течение 36 лет.

Приняв краткую Декларацию прав ребенка, ООН поставила цель: разработать документ о правах детей, который имел бы обязательную силу для государств, согласившихся его подписать. Именно таким документом и стала Конвенция о правах ребенка.

Конвенция ООН о правах ребенка – это документ о правах ребенка, состоящий из 54 статей, каждая из которых описывает определенное право.

Когда страна подписывает эту Конвенцию, она принимает на себя обязанность предоставления этих прав всем детям без исключения. На данный момент большинство стран подписало Конвенцию о правах ребенка (наша страна присоединилась к этому документу 13 июля 1990 г.)

Основным актом о правах ребёнка в России является Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации».

3. Основные права детей.

Ребенком, по нормам международного права, признается человеческое существо от рождения до 18 лет. Права человека, как и права ребенка, начинаются с права на жизнь. Жизнь – это первое и главное, что дано человеку. Она уникальна, свята, неприкосновенна [4, c.85].

  1. Право жить и воспитываться в семье, предусмотренное п.2 ст.54 СК.
  2. Право на заботу со стороны родителей.
  3. Право на совместное проживание со своими родителями (за исключением случаев, когда это противоречит его интересам),
  4. Право ребенка на воспитание, обеспечение его интересов, всестороннее развитие предполагает предоставление каждому ребенку в семье возможности расти физически и духовно здоровым, способным к полноценной самостоятельной жизни.
  5. Право на общение с обоими родителями и другими родственниками. Реализация этого права может осложняться разрывом семейной связи из-за расторжения брака или признания его недействительным, однако этот факт на права ребенка не влияет.
  6. Право ребенка свободно выражать свое мнение. Закрепление этого права подчеркивает, что и в семье ребенок является личностью, с которой следует считаться, особенно при решении тех вопросов, которые непосредственно затрагивают его интересы (Статья 12 Конвенции ООН о правах ребенка и статья 57 СК).
  7. Право на имя ребенок имеет с момента своего рождения. Согласно ст.19 ГК каждый гражданин имеет право на имя. Оно включает в себя имя, данное ребенку при рождении (собственное имя), отчество (родовое имя), фамилию, переходящую к потомкам.
  8. Право ребенка на принадлежащее ему имущество. Ребенок является собственником принадлежащего ему имущества и приносимых им доходов.

4. Консультация представителя КДН, органов защиты и попечительства.

Вступительное слово:

Дошкольное детство – период , когда дети находятся в полной зависимости от окружающих их взрослых – родителей., педагогов. Ненадлежащий уход, поведенческие, социальные и эмоциональные проблемы, возникающие в этом возрасте, приводят к тяжёлым последствиям. Сейчас активно обсуждается проблема домашнего насилия. По данной проблеме слово предоставляется:

главному специалисту органов опеки и попечительства Бойко Оксане Викторовне

ведущему специалисту КДН Васильевой Марии Валерьевне.

5. Правовое воспитание ДОУ.

Многие дошкольные образовательные учреждения считают правовое воспитание одним из приоритетных направлений своей деятельности. Создание правового пространства в ДОУ определят работу в двух направлениях:

А) С родителями:

Формирование гуманного отношения к ребенку.

Формирование правовой культуры.

Обеспечение защиты прав ребёнка.

6. Консультация педагога - психолога Клочихиной О.В.

Вступительной слово: Ст.3 «конвенции о правах ребёнка» гласит

«Государства-участники обязуются обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия, принимая во внимание права и обязанности его родителей, опекунов или других лиц, несущих за него ответственность по закону, и с этой целью принимают все соответствующие законодательные и административные меры».

Ст.18 «Государства-участники предпринимают все возможные усилия к тому, чтобы обеспечить признание принципа общей и одинаковой ответственности обоих родителей за воспитание и развитие ребенка. Родители или в соответствующих случаях законные опекуны несут основную ответственность за воспитание и развитие ребенка. Наилучшие интересы ребенка являются предметом их основной заботы.»

ЗАКОН РФ "ОБ ОБРАЗОВАНИИ" от 10.07.1992 N 3266-1 гласит: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детском возрасте». Ребёнок в семье должен получать воспитание, любовь и заботу. О типах родительской любви и взаимоотношениях даст консультацию педагог - психолог Клочихина О.В.

С детьми дошкольного возраста:

Создание условий для формирования у ребенка положительного самоощущения.

Способствовать развитию положительного отношения ребенка к окружающим людям.

Развитие коммуникативной компетентности ребенка.

Развитие социальных навыков.

Формирование правового сознания детей.

А) Работа с родителями:

Часть родители воспитывают в ребенке этические, культурные и нравственные чувства, мало уделяя внимания воспитанию патриотизма и права.

  • В работе с родителями необходимо использовать следующие методы и приёмы: оформление правового уголка «Декларация о правах ребёнка», «Жестокое обращение с детьми», информационных стендов, консультационно-информационных папок, проведение тематических родительских собраний,
  • сочинение родителей на тему "Мой ребенок, его индивидуальные особенности" – что позволит родителям проанализировать уровень воспитанности своего ребёнка, а вам поможет узнать детей лучше,
  • консультация для родителей «Понимаем ли мы своих детей»,
  • памятка родителям по созданию благоприятной семейной атмосферы,
  • памятки для родителей по правовому воспитанию.

Работа с детьми.

Следует помнить, что для предупреждения нарушения правил, ведущая роль принадлежит нравственному воспитанию, опережающему и сопровождающему правовое воспитание. Правовые определяют что «можно», а что «нельзя», каким образом надо поступать в той или иной ситуации. Процесс правового воспитания может осуществляться через формирование трех компонентов:

- информационно-познавательного (знал),

- эмоционально-оценочного (оценивал),

- поведенческо-деятельностного (вёл).

Критериями правового воспитания у ребенка дошкольного возраста являются: знания детей о своих правах и обязанностях, оценка собственного поведения и поведения других людей с точки зрения норм права, оперирование правовыми знаниями в собственном поведении и реализация правового поведения в различных видах деятельности, полнота знаний и потребность в получении новых знаний, умение адекватно оценить свои и чужие поступки с точки зрения норм права, умение оперировать знаниями по реализации собственного правового поведения, сформированность качеств самоконтроля, самооценки результатов деятельности, умение соблюдать запреты и исполнять обязанности и уровни (высокий, средний, низкий) сформированности правовой воспитанности позволяют отследить динамику развития процесса правового воспитания детей старшего дошкольного возраста.

При отборе материала по правовому воспитанию необходимо учитывать возрастные особенности дошкольников.

В содержании воспитания правовой культуры дошкольников выделены следующие линии:

1. “Мои права и обязанности”;

2. “Моя страна”;

3. “Гражданин мира”.

Педагоги, разрабатывая содержание и методы формирования базиса правовой культуры дошкольника, предположили, что этот процесс будет эффективным при соблюдении следующих условий:

– обеспечение открытого характера деятельности ДОУ (диалог между педагогами и родителями, их взаимодействие, полная информированность по различным вопросам развития, воспитания и обучения детей в ДОУ и семье; широкие контакты ДОУ с другими образовательными учреждениями и социальными институтами города);

– обеспечение прав участников образовательного процесса на свободный выбор вида деятельности, ее времени и продолжительности; закрепление прав и обязанностей каждого члена коллектива, включая и детей, и взрослых;

– организация предметно-пространственной среды в ДОУ, отвечающей принципам демократического общества (свободный доступ каждого члена детского коллектива к играм и игрушкам, владение личным имуществом в группе, экспонирование продуктов собственной деятельности и др.).

 

Правовое воспитание, основанное на включение ребенка в естественные виды деятельности:

  • игровая
  • художественно-продуктивная.
  • дидактические игры, создаваемые педагогом вместе с детьми;
  • изобразительная деятельность, которая помогает почувствовать познаваемое, отобразить свое видение;
  • игры-драматизации;
  • конкретные поступки и ситуации…
  • трудовой деятельности.
  • поисково-экспериментальная,
  • проблемную и продуктивную деятельность

 

В процессе правового воспитания детей в ДОУ можно применять разнообразные организационные формы и методы работы. Можно выделить следующие основные группы методов правового воспитания в зависимости от того, что именно в процессе становления нравственно-правовых качеств они преимущественно обеспечивают:

– методы формирования правового сознания: убеждение, доказательство; беседы, лекции, рассказы, диспуты на правовые темы; обсуждение печатных материалов, произведений литературы и искусства, имеющих правовую тематику; внушение.

– методы формирования мотивов, навыков, привычек правомерного поведения и опыта правоохранительной деятельности: единые требования; приучение; пример; организация правоохранительной деятельности учащихся; использование творческой игры; соревнование;

– методы поощрения и наказания для стимулирования правомерного поведения.

-цикл образовательных мероприятий “Приключения маленького человечка”;

-настольные, напольные и настенные игры-путешествия по глобусу, по географической карте мира, карте-ковру;

- этические беседы с детьми; рассматривание иллюстраций из книг, отражающих нравственно-правовую тематику

- хороводные игры, “игры-братания” и “игры-похвалы”

- выставки любимых вещей ( Участвуя в отборе экспонатов для выставки, дети закрепляют представления о том, что у каждого ребенка могут быть личные вещи (игрушки, книги и др.), приучаются бережно относится к своим и чужим вещам. На выставке дети рассказывают, откуда у них эта игрушка, как они с ней играют, почему она им так дорога).

- использование сюжетов хорошо известных сказок (иллюстрации, видео, аудиокассеты, диафильмы);
- решение проблемных задач, поиск решений от своего имени или имени героя: если бы я был гадким утенком ... , если бы я поймал золотую рыбку ... , если бы я вдруг превратился в ...;
- дидактические игры: “Чьи права нарушены?”, “Назови права героев”, “Выбери право”, “Кто больше?”, “Назови – не ошибись!”, “Я начну, а ты продолжи”, “Спасите Чипполино”, “Как исправить Бармалея?”, “Помогите Буратино”, “Найди ошибку и исправь”, “Выбери нужный ответ”, “Подбери пословицы к картинкам”, “Какими правами пользовались персонажи?”

- составление совместно с детьми “Декларация прав группы”, в которую входят такие правила, как:

- сделаны индивидуальные книжки “Права ребенка” и книжка-раскладушка “Ваши права”, где дети при помощи символов и знаков изображали права детей, защиту детей и их обязанности.

- в специально оборудованном уголке дети знакомятся с Декларацией прав человека. Помогает им в этом «Зеленый Человечек» из книги А.Усачева.

Детям старшего дошкольного возраста (5-6 лет) доступна система знаний о правах человека, четко структурно оформленная и опирающаяся на следующие принципы отбора:

– права, с содержанием которых дети постоянно встречаются в своей жизни;

– права, которые наиболее часто нарушаются взрослыми или другими детьми;

– права, знание которых может способствовать развитию интереса детей к социальным явлениям и доступны познанию на уровне элементарных обобщений.

 

 

Практическая работа.

Разгадывание кроссворда

  1. Нормативный акт высшего органа государственной власти, принятый в установленном порядке и обладающей высшей юридической силой
  2. Систематизирование свод законов.
  3. Сознание своих человеческих прав, своей личности ценности; уважение к себе.
  4. Отдельный человек.
  5. Обещание, подлежащее непременному выполнению
  6. Взаимное согласие.
  7. Объединение отделы общественных групп или государств, имеющее четкую структуру и определенные задачи, программу действий.
  8. Защищающая сторона в судебном процессе.

9.Государство, страна.

II 1

з

а

к

о

н

 

 

 

 

 

2

к

0

д

е

к

с

 

3

д

о

с

т

о

и

н

С

т

в

о

 

 

 

4

и

н

д

и

в

и

д

У

У

м

 

 

5

о

б

я

з

а

т

е

л

ь

с

т

в

о

6

с

о

г

л

а

ш

е

н

и

е

 

7 о

Р

г

а

н

и

3

а

Ц

и

я

 

 

8

3

а

Щ

и

т

а

 

9

н

а

Ц

и

я

 

 

 

Проверка: (слово по вертикали)

Договор, соглашение между государствами по какому-либо специальному вопросу.

Советы воспитателям.

. Одобрение даст ребенку ориентиры, как себя вести. При хорошей дозе одобрения можно обойтись минимумом запретов. Но при этом все, что хорошо получается, отмечать, а что пока не удается, не замечать.

. Если не испытываете радости от общения с ребенком, но при этом пытаетесь его чему-то научить, знайте - это дело бесполезное.

. Замечено, что заурядный, но смелый, решительный человек может соперничать с любым талантом, если талант робок.

. Пик раскрытия способностей очень индивидуален. Он может быть и в 5, и в 15, и в 20, и в 40, и даже в 60 лет. (Примеров как раннего, так и позднего раскрытия способностей не счесть.) Жизнь, то есть среда, условия, может способствовать или не способствовать их появлению и проявлению.

. Древние китайцы считали: "Если ты недоволен собой - совершенствуй себя, а если ты недоволен другими - совершенствуй себя, а не других".

. Для развития ребёнка и становления его характера гораздо важнее научить его заботиться о других. Посоветуйте родителям : "хитренько" перенесите некоторые заботы о себе и членах семьи на ребёнка. Вспомните "мужичка-с-ноготок", на седьмом году серьезно заявлявшего: "Семья-то большая, да два человека всего мужиков-то: отец мой да я". Отец этого мальчика явно был замечательным педагогом.